Привет! Мы рады приветствовать вас на форуме телезрителей ПКВС. Мы говорим здесь обо всем. И не обо всем тоже. Будьте как дома.

АвторСообщение





Сообщение N: 692
Зарегистрирован: 26.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.09 14:13. Заголовок: Екатерина Максимова


Екатерина Максимова


Это случилось сегодня ночью в Москве. Екатерину Максимову называли наследницей Улановой, маленькой жемчужиной. И хотя балерина всю жизнь проработала в Большом театре, многое её связывало с Петербургом. Максимова училась у известной петербургской балерины Елизаветы Герт. Как большое личное горе воспринял кончину Екатерины Максимовой и ее давний петербургский друг, народный артист России, режиссер Александр Белинский. Балерина снималась в его фильмах-балетах "Галатея", "Старое танго", "Анюта", "Чаплиниана". После выхода картин о телебалете заговорили как о самостоятельном виде художественного творчества. Сам режиссер свою работу с Максимовой называет самой большой удачей в жизни, хотя, говорит, делать это было совсем непросто. Ведь не зря Белинский придумал ей знаменитое прозвище - Мадам Нет.

Александр Белинский, режиссер, заслуженный деятель искусств России: "Работа эта невероятно сложная, потому что у нее характер непростой, она невероятно требовательна к себе, она абсолютно убеждена в своей полной бездарности, будучи грандиозно одаренной, она совершенно лишена тщеславия. Она человек невероятной доброты, глубины, и раскрывается она быстро только когда говоришь слово "мотор". Включи мотор, и вы видите совершенно освобожденную, прекрасную, волшебную женщину".

В настоящее время супруг балерины Владимир Васильев, получив сообщение о смерти, возвращается из заграницы. Официальное место и время похорон будет объявлено позже. Президент России Дмитрий Медведев уже направил телеграмму с соболезнованиями родным Екатерины Максимовой, об этом сообщила пресс-служба главы государства.

http://www.tv100.ru/news/Na-71-m-godu-zhizni-skonchalas-velikaja-balerina-Ekaterina-Maksimova/



"Мадам Нет" больше нет

30 апреля 2009 г.
Екатерина Максимова, 70-е годы

Максимова ушла внезапно, в ночь на вторник, 28 апреля. Услышав новость, люди отказывались ей верить, настолько это было невероятно. Пусть другие - но не она, Катя, которую даже те, кто ее не знал, называли по имени. И ей это нравилось.

В какой бы роли мы ни видели Екатерину Сергеевну, первое, что вспоминается, - глаза с распахнутыми ресницами, глядящие на мир как на подарок. Хотя в роли подарка на сцене она сама, и счастье, что все - и зрители, и ее коллеги поняли это и признали при жизни балерины.

Увы, немногим счастливцам повезло видеть Екатерину Максимову на сцене. Но все помнят телевизионный вариант "Спартака", "Старого танго" и "Анюты", ее точные жесты и яркий взгляд из-под челки - как у Ренуара.

Ее инаковость бросалась в глаза, настолько Максимова была не похожа на прочих героинь советского балета, включая главных своих предшественниц. И дело было не только в происхождении - дедом балерины был выдающийся философ Густав Шпет, расстрелянный под Томском в 1937-м, дальним родственником - великий композитор Сергей Рахманинов, - но и ее нездешние манеры. Аристократка Катя была сдержанна и деликатна.

"Женщиной Нет" ее прозвали французы, и это был лучший комплимент: интервью не давала, в кланах замечена не была, в интригах не участвовала... И после того как Григорович, обязанный своей славой в том числе и в немалой степени Максимовой с Васильевым, выгнал их из Большого театра, никто не сказал о ней дурного слова - потому что она не давала повода.

В Большой Катя Максимова попала в самое удачное время и оказалась здесь истинной жар-птицей. Хотя вообще в балет попала чудом: экзаменаторам в хореографическом училище во время приема не понравился второй палец ноги, который был короче большого. Для балерин это плохо. Максимова потом вспоминала, как педагог Кожухова тогда говорила: "Зачем вы ее берете, все равно она на пальцы встать не сможет!"

На пальцы встала и пошла - стараниями великой Елизаветы Гердт, той самой, которой восторгался Баланчин, знавший ее еще по Петербургу: в 1918-м Елизавета Павловна должна была отбыть из России, но у пианиста Зилоти в санях не оказалось свободного места. И Гердт осталась, чтобы перебраться в Москву и выучить Максимову, как, кстати, и Плисецкую.

Максимова вставала на пальцы всякий раз, как Феникс из пепла, после всех травм и после страшных болей в спине, из-за которых ее приговорили к инвалидной коляске, а она вернулась на сцену и 20 лет ее не покидала. Заменить ее, впрочем, там все равно было некому.

Максимова первая в Большом соединила питерскую отточенность со столичным размахом. По ногам она была истинная петербурженка, по темпераменту - чистая москвичка, и такого лоска не было даже у Улановой, которая сама выбрала юную Катю себе в ученицы, и это делает Галине Сергеевне честь.

А однокурсник Владимир Васильев выбрал ее себе в жены - и никогда о том не жалел. Став полвека назад единым целым, обожаемый многими тысячами поклонников дуэт Максимова - Васильев распался только теперь. И с этой потерей трудно смириться.

Ирина Мак

Балерина Илзе Лиепа: "У меня хранятся ее туфли"

"Я не помню, когда увидела Екатерину Сергеевну впервые, - потому что помню ее всегда. Внутри нашей семьи Владимиром Васильевым были просто Катя и Володя. И всегда были вместе. Мы их очень любим, и не случайно в моей балетной школе, где есть зал "Марис", зал "Майя" и зал "Нуриев", недавно открылся зал "Катя и Володя". Неделю назад как раз Владимир Викторович приезжал сюда, в Жуковку, смотрел фотографии из "Икара", "Ромео и Юлии", написал нам под одной из фотографий совершенно изумительное пожелание, и... Кто бы мог подумать, что Екатерина Сергеевна уже не сможет поставить под этим фото свой автограф.

У меня с детства хранятся ее балетные туфли. Мы с Владимиром Викторовичем смотрели на них, и он сказал: "Надо же, у тебя Катины туфли..." Я помню, когда была маленькая, мы с родителями и Максимова одновременно оказались в санатории "Актер". Она занималась, и отец меня ей подбросил. Мне было, наверное, лет 10-11. Она делала специальную гимнастику и позволила мне смотреть. Я сидела рядом, повторяла все за ней - шпагаты, растяжки...

Я всегда восхищалась ее удивительно красивыми ногами - собственно, не я одна. У Максимовой было невероятной красоты тело, которое умело так поэтично разговаривать на сцене.

К моему счастью, я ее очень много видела на сцене. Потому что отец часто танцевал вместе с ней "Жизель", и, конечно, я видела их в "Спартаке". И не могу забыть нашего с Андрисом потрясения, когда впервые в России Максимова и Васильев станцевали знаменитый мини-балет "Ромео и Юлия" в постановке Мориса Бежара. Ощущения непередаваемые - по уровню эмоций.

И конечно, я не могу забыть то время, когда они с отцом работали над "Галатеей". Фильм снимался в Санкт-Петербурге, они долго там жили, и для всех это было время благодатное и радостное, для моего отца - точно, но, по-моему, и для Екатерины Сергеевны.

Я бы не сказала, что она была очень проста в общении. О ней никогда нельзя было сказать "рубаха-парень". Екатерина Сергеевна жила в своем собственном мире и держала дистанцию. Но если уж открывалась - то, просто удивительно, сколько в этом общении всегда было тепла.

И конечно, она никогда не была звездой в современном понимании этого слова. Впрочем, такого понятия звездности тогда ведь не было. Они все были огромными тружениками, эти артисты. Они жизнь свою положили на это искусство, они и сегодня остаются патриотами своей профессии. Когда я встречала в театре Екатерину Сергеевну или Марину Тимофеевну Семенову, или кого-то еще из той, отцовской, плеяды, мне всегда хотелось склонить голову. Я преклонялась и преклоняюсь перед ними. Я знаю, что Михаил Леонидович Лавровский до сих пор приходит в театр и делает экзерсис балетный. Каждый день. И Юрий Кузьмич Владимиров.

Несколько лет назад я увидела Екатерину Сергеевну на сцене - она присутствовала на спектакле уже в качестве педагога - и спросила ее: "Вы занимаетесь?" А она говорит: "Ну, на пальцы я не встаю". "Как, - спрашиваю, - и туфли балетные не надеваете?" - "Нет, никогда, ни за что!" Мне было в это очень трудно поверить..."

Премьер балета Большого театра Николай Цискаридзе: "Она мне часто помогала"

"Российское искусство потеряло великую балерину, а те, кто хорошо знал Екатерину Сергеевну, - еще и уникального человека. Произошла трагедия. Я был с Максимовой в теплых отношениях, часто с ней встречался. Она мне очень много помогала: и мудрым советом, и конкретным делом. Когда надо было что-то сказать, написать, защитить - у Екатерины Сергеевны всегда можно было найти поддержку.

Максимова - отдельная эпоха в истории и Большого театра, и мирового балета. Но даже жизнь чудо-людей, увы, конечна. Заметил: серые и мерзкие люди, допустившие массу гадостей, живут. А такие достойнейшие личности, как Екатерина Сергеевна, уходят от нас один за другим. Видимо, действительно Бог окружает себя только благородными душами".

Танцовщик Андрис Лиепа: "Васильев не улетел бы, если б знал о какой-нибудь угрозе ее здоровью"

"Последний раз я видел Екатерину Максимову две недели назад на премьере балета "Снегурочка".

А Илзе буквально неделю назад встречалась с ее мужем - Владимиром Васильевым, она пригласила их в свою балетную школу, где один из залов называется "Катя и Володя"... Они обещали прийти вместе, хотели там устроить встречу со своими учениками...

Володи же не было, когда с Екатериной Максимовой это случилось, - у него были дела в Италии. Я уверен, он бы не улетел, если бы знал о какой-то угрозе ее здоровью. То есть чувствовала она себя не очень хорошо, но ничего не предвещало такого исхода... Мы только недавно справили ее юбилей. Она каждый день ходила на репетиции, работала. Жива еще ее мама - Татьяна Максимова.

Все это очень прискорбно для нашей семьи. Наш отец много танцевал с Катей Максимовой. Даже я танцевал с Екатериной Максимовой на сцене Кремлевского дворца, в балете Сергея Прокофьева "Золушка", который поставил ее муж - Владимир Васильев... Это было, наверное, где-то в 1991 году.

Для всего балета - не только русского - это уникальное имя. Они в одном "золотом" ряду: Спесивцева, Павлова, Уланова и, конечно, Максимова..."

Консьержка дома, где живут Васильев с Максимовой Светлана Петровна: "Вечером Катенька гуляла с собачкой, а утром..."

"Катенька умерла у себя дома рано утром 28 апреля. Острая сердечная недостаточность. Но она еще вчера ездила с мамой на концерт, вечером выходила гулять с собачкой. Вернулась, пожелала мне спокойной ночи. А утром - все.

Я на всех Катиных спектаклях была - тогда билеты дешево стоили, даже рабочие их покупали: 60-70 копеек. Потом, позже, я уже себе этого позволить не могла. Помню их с Володей с тех пор, как они только въехали сюда, были еще совсем молодыми, только начинали танцевать... Для всего нашего подъезда это просто шок".

Танцовщик Гедиминас Таранда: "Она была гармонична, как китайская ваза"

"Я увидел ее впервые в балете "Спартак", в 1978 году, когда получил премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета, - я еще в Воронеже тогда учился, и мне дали как награду билет в Большой театр. Я сидел на галерке и впервые видел Максимову, Лиепу и Володю Васильева. И это было для меня такое открытие, что после спектакля я решил, что учиться должен только в Москве. И переехал в Москву.

А познакомились мы с Катей Максимовой, когда я уже станцевал "Золотой век". До этого мы только здоровались, а так чтобы пожать руку, да еще такой балерине, - это случилось только в 1982-м. Как сейчас помню: маленькая рука Кати и большие глаза, которыми она смотрела на меня.

Вообще, Екатерина Максимова, я считаю, была лучшей балериной Большого театра в своем поколении. Она была гармонична, как китайская фарфоровая ваза. Кто-то из балерин Большого обладал потрясающим темпераментом, у кого-то был великолепный прыжок, у кого-то руки, а у Максимовой было все. Я когда только увидел эти ноги и руки - понял, что это и есть идеал, к которому надо стремиться. Когда она входила в класс и репетировала, мы все смолкали: Максимова была очень неразговорчива. Но если ты попадал с ней в одну компанию, в ней раскрывался и юмор, и блеск, и появлялась такая колкость в глазах, которая мне безумно нравилась и как-то открывала Катю с другой стороны.

Она ни с кем не входила в конфронтацию. Приходила в зал, работала - и уходила. Где-то кто-то собирался, какой-то банкет устраивали - ее ничего не касалось. Она любила только свой определенный, постоянный круг друзей. В то время как другие балерины общались легче и больше, входили в разные круги, появлялись на вечеринках. А она была очень сдержанна".

Избранные цитаты Екатерины Максимовой

О новом имени. "Нет" - первое слово, которое я говорю чаще всего... Это слово так часто звучало из моих уст, что мой друг - французский фотограф Анри Лартиг наградил меня новым именем - "Мадам Нет".

О курении и о любимом преподавателе хореографического училища: "Когда я начала курить, Гердт не стала читать мне нотаций и требовать, чтобы я бросила, но, например, у себя под подушкой в артистической комнате я могла найти какую-то вырезку из газеты о вреде курения, другую - в кармане халата, еще одну - на гримировальном столике: это Елизавета Павловна подкладывала. Но я никак не реагировала, упряма всегда была ужасно!".

О ногах балерины. "Когда намнешь ноги, танцевать ужасно больно, словно лезвия бритвы касаешься, - в этом смысле все мы, балерины, немножко андерсеновские Русалочки".

О чувстве протеста. "...Всю жизнь почти каждое утро, когда я просыпалась, меня охватывало чувство протеста: "Пропади все пропадом! Надо это бросать! Все болит, я устала, так хочется полежать, выспаться... Никуда сегодня не пойду!""

О травмах. "В 1975 году со мной случилась большая беда - моя самая тяжелая профессиональная травма. Шла репетиция балета "Иван Грозный". Мы с Володей были во втором составе, первый состав - Юрий Владимиров и Наталия Бессмертнова. Хотя мы и числились вторым составом, но практически не репетировали: Григорович нами не занимался. В тот день Бессмертнова почему-то танцевать отказалась ... и Юрий Николаевич сказал мне: "Давай вставай ты!" Я пыталась возразить: "Но я же не знаю..." - "Ничего, встань!" Требовалось выполнить сложную поддержку ... Владимиров меня поднял, а как выходить из такой поддержки, я просто не знала. Он меня начал спускать - у меня ноги запрокинулись, и "выскочил позвоночник"... Тогда я еще этого не знала, только чувствовала - больно, очень больно!"

О личной жизни. "Моя личная жизнь - это моя личная жизнь".

О временах и нравах. "Иногда начинаешь говорить с учениками о совести, порядочности, о преданности своему делу - и слышишь в ответ снисходительное: "Екатерина Сергеевна, вы жили в другую эпоху!"

О прагматизме и скуке жизни. "Сейчас все решают серьезные вопросы, весьма практично относятся к жизни, рассчитывают: на что стоит тратить время, а на что не стоит. На разные приобретения - конечно, стоит. Ну и покупают: машину, дачу, еще машину, еще квартиру... А потом они приходят и спрашивают: "Екатерина Сергеевна! Расскажите, как вы жили? Почему нам так скучно?"

О пафосе. "Мне очень приятно, когда меня называют Катей".

О преподавании. "Большой театр сегодня, ну... в общем, это мои ученики... Я была на сцене, теперь я, так сказать, за кулисами с моими учениками. Но, вы знаете, в общем, как-то это очень трудная жизнь... Это столько отнимает сил, столько какой-то энергии, нервов..."

О профессии. "Жизнь так сложилась, я танцевала много, танцевала долго. Для балерины я ушла, в общем, со сцены поздно. Так что, может быть, я уже, так сказать, все свое успела, как торт проглотить".

О сцене. "Каждый спектакль я танцевала как первый и последний".

Материал подготовили Ирина Мак, Мария Дмитраш, Наталия Маргиева, Наталия Киеня

http://www.inedelya.ru/facts/article7627

Светлая память.









Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]







Сообщение N: 929
Зарегистрирован: 21.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.09 20:12. Заголовок: http://www.youtube.c..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение N: 930
Зарегистрирован: 21.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.09 20:13. Заголовок: http://www.youtube.c..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение N: 931
Зарегистрирован: 21.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.09 20:14. Заголовок: http://www.youtube.c..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение N: 932
Зарегистрирован: 21.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.09 20:17. Заголовок: http://www.youtube.c..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение N: 933
Зарегистрирован: 21.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.09 20:18. Заголовок: http://www.youtube.c..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение N: 590
Настроение: отличное
Зарегистрирован: 09.04.07
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.09 08:23. Заголовок: Света А нельзя ли В..


Света А нельзя ли Ваши посты удалить из темы о Екатерине Максимовой в другую тему ?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение N: 935
Зарегистрирован: 21.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.09 21:53. Заголовок: По-моему эти видео н..


По-моему эти видео напрямую относятся к этой теме. Вы хотя бы посмотрели, что я поставила? Вы считаете, что нужно их убрать?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 105
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

Друзья форума:

Заходите к нам на Музыкальный огонёк! DjesForum Неофициальный сайт Ирины Понаровской