Привет! Мы рады приветствовать вас на форуме телезрителей ПКВС. Мы говорим здесь обо всем. И не обо всем тоже. Будьте как дома.

АвторСообщение





Сообщение N: 549
Зарегистрирован: 26.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.09 16:53. Заголовок: Мария Башкирцева


Она стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр, и оставила после себя 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели. Во Франции, Голландии, Англии прошли ее посмертные выставки. Дневник, опубликованный во Франции спустя три года после ее кончины, вскоре перевели на все европейские языки, а затем издали в Америке. В России, начиная с 1893 года, он трижды выходил в свет. Марина Цветаева посвятила «блестящей памяти» художницы ранний сборник стихов «Вечерний альбом».

Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны.
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик...
http://www.biografii.ru/biogr_dop/bashkirceva_m_k/bashkirceva_m_k.htm



Мария Башкирцева. Автопортрет

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]







Сообщение N: 550
Зарегистрирован: 26.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.09 16:58. Заголовок: Мария Башкирцева род..


Мария Башкирцева родилась на Полтавщине в 1860 году. Ее мать, урожденная Бабанина, была из старинного дворянского рода, в котором прослеживались татарские предки. Отец Муси – так называли ее близкие – весьма образованный человек, не лишенный литературного дарования, долгое время занимал пост предводителя полтавского дворянства. Семейная жизнь родителей не сложилась: они расстались спустя два года после свадьбы. Муся воспитывалась блестяще образованным дедом, поклонником Байрона и англоманом, и двумя гувернантками – русской и француженкой. В десятилетнем возрасте болезненная девочка, сопровождаемая домашними и врачом, уехала за границу, где и прошла вся ее сознательная жизнь. После этого она побывала в России лишь трижды...

О ранних годах будущей художницы сохранились весьма скудные сведения. После двухлетних скитаний по Европе мать и дочь остановились в Ницце, сняв на долгое время роскошную виллу Аква-Вива.

Многочисленные таланты девочки проявились рано. За короткий срок почти без посторонней помощи она овладела четырьмя современными и двумя древними языками, что дало ей возможность знакомиться в оригинале с произведениями античных авторов и классиков мировой литературы.

«Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно, – писала она в дневнике. – Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то что же из меня выйдет?.. Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!»

С поразительной легкостью научилась Муся игре на гитаре, мандолине, арфе и рояле. Наделенная от природы удивительно сильным голосом редкого тембра и большого диапазона, она мечтала о сцене.

«Я создана для триумфа и сильных ощущений, поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей...»

Уверенность в собственном успехе, может быть, была связана с одним любопытным случаем. Однажды гадатель-еврей напророчил Мусиной матери: «У тебя двое детей, сын будет как все люди, но дочь твоя будет звездою...»

В 1877 году семнадцатилетняя Муся переехала в Париж. С театральными грезами со временем пришлось расстаться: тяжелое заболевание горла почти полностью лишило ее голоса, к тому же с восемнадцати лет девушка начала глохнуть... После долгих раздумий она приняла решение стать художницей и поступила в частную Академию живописи Рудольфа Жюлиана. Окружающие сначала восприняли это как экстравагантный шаг молодой русской аристократки, как бездумное увлечение, которое быстро пройдет... Но огромная работоспособность в сочетании с выдающимися данными принесла первые плоды. Уже через одиннадцать месяцев после начала курса одну из картин Марии Башкирцевой выставили в Салоне среди ученических работ. Весьма строгое жюри единогласно присудило ей первую золотую медаль.

Трудно поверить, глядя на произведения Марии, что их автор – не зрелый мастер, а юная девушка. Продолжая совершенствоваться, она много ездила по городам Европы, проводила целые дни в картинных галереях, изучая творения старых мастеров. Во французской прессе появились первые отзывы о ее творчестве. Критики отмечали оригинальность и своеобразие работ, безупречное владение карандашом и кистью, а также душевную мягкость и теплоту в изображении персонажей.
Вот как описывал Марию Башкирцеву французский критик Франсуа Коппе:

«В эту минуту вошла мадемуазель Мари… В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. М-ль Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное... воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила…»
Скрытый текст

http://www.biografii.ru/biogr_dop/bashkirceva_m_k/bashkirceva_m_k.htm

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение N: 551
Зарегистрирован: 26.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.09 17:01. Заголовок: Мария Башкирцева В ..


Мария Башкирцева

В Люксембургском музее в Париже существует давнее правило, согласно которому этот музей хранит произведения художников в течение десяти лет после их смерти, а затем лучшие передает в Лувр. Так случилось с картинами Марии Башкирцевой (1860–1884) «Митинг», «Портрет натурщицы», «Жан и Жак», которые были приобретены на посмертной выставке художницы, а затем поступили в Лувр. Следует отметить, что это был первый случай, когда картины русского художника попали в Лувр.

Тогда же, в 1885 году, известный писатель и драматург Франсуа Коппе опубликовал очерк «О Марии Башкирцевой».

«Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа — и никогда не забуду ее, — признавался писатель. — Двадцатитрехлетняя, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, будто сжигаемыми мыслью глазами, горевшими желанием все видеть и все знать, с дрожащими, как у дикого скакуна, ноздрями — Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление: сочетание твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум. Под женским обаянием чувствовалась железная мощь, чисто мужская».

Ф. Коппе описывает свои впечатления от посещения мастерской молодой художницы, где в темном углу он «неясно видел многочисленные тома книг, беспорядочно расположенные на полках, разбросанные на рабочем столе. Я подошел и стал рассматривать заглавия. Это были лучшие произведения человеческого гения. Они все были собраны тут на их родном языке — французские, итальянские, английские, а также латинские и даже греческие, и это вовсе не были «библиотечные книги», книги для мебели, но настоящие, употребляемые книги, читаные и перечитаные. На конторке лежал Платон, раскрытый на одной из самых чудных страниц».

Русская поэтесса и переводчик, обладательница престижной «Пушкинской премии», Ольга Чюмина в 1889 г. посвятила памяти Башкирцевой сонет, в котором описаны картины, виденные поэтессой в мастерской художницы в Париже:

От мелких драм из жизни бедняков,
записанных и схваченных с натуры,
где все живет: и лица, и фигуры,
и говорит красноречивей слов,
до чудных сцен евангельских преданий
иль эпопеи Рима роковой и Греции:
весь цикл ее созданий —
всё истиной проникнуто одной.
«Святые жены», «Цезарь», «Навзикая»...
Повсюду мысль, везде душа живая.

О художнице написано несколько романов. Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом» Марина Цветаева посвятила «Светлой памяти Марии Башкирцевой».

М. Башкирцева оставила более 150 картин, 200 рисунков, несколько скульптур. Большинство картин после двух выставок, устроенных в Париже французским обществом женщин-художниц, было приобретено для музеев Франции и Америки. В музее Ниццы имеется отдельный зал Башкирцевой. Ее картины хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, днепропетровском, саратовском, харьковском музеях.
http://art.1september.ru/view_article.php?ID=200900113

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение N: 552
Зарегистрирован: 26.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.09 17:04. Заголовок: Литературные страниц..


Литературные страницы

Мария Башкирцева

(1860-1884)

Российская художница. Творческое наследие (более 150 картин, рисунки, акварели, скульптуры), а также «Дневник» (на французском языке; в русском переводе опубликован в 1892) отразили умонастроения и эстетические веяния последней четверти 19 в., позднее оформившиеся в эстетике декадентства.

http://ndolya.boom.ru/bashk/

(Из Большого Энциклопедического Словаря)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение N: 553
Зарегистрирован: 26.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.09 17:08. Заголовок: http://www.radmuseum..




Мария Башкирцева "Святые жены"

Известно немного более десяти живописных произведений Марии Башкирцевой, находящихся в музеях Ниццы, Люксембурга, в Русском музее С.-Петербурга и в саратовском музее имени А.Н. Радищева.

В одном из залов Радищевского музея находится живописный эскиз «Жены-мироносицы», выполненный в Париже в 1883 году. Имя автора этого эскиза Марии Константиновны Башкирцевой (1860—1884 гг.) сейчас знакомо немногим, и трудно представить, что в 80—90-е годы XIX столетия оно было столь популярно. Тогда во Франции, а затем и в России был опубликован «Дневник Марии Башкирцевой». В нем с полной искренностью и чисто художественной наблюдательностью представлена история ее короткой жизни: «Я говорю все, все, все», — писала она, предназначая свой дневник для печати. Ее «Дневник» возбудил живой интерес публики, и во многом благодаря успеху этой книги возник легендарный образ женщины, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы всё, но так и не успевшей до конца раскрыть себя.
Мария Башкирцева умерла совсем юной, в возрасте 23 лет, от туберкулеза. Сейчас это двухтомное издание по праву считается одним из лучших произведений мемуарной литературы XIX столетия.
Мария Башкирцева относится к тем необыкновенным личностям, судьба которых привлекает так же, как и их творчество. Она родилась в знатной и богатой семье. С детства девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте родители увозят ее в Ниццу. С тех пор оналишь три раза ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по Европе.
Марию с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Дарования ее были блистательны и разносторонни.
Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным голосом — сопрано. В 1877 г. Башкирцева стала посещать академию живописи Р. Жюлиана в Париже. В 1879 г. получила золотую медаль на конкурсе ученических работ и с этого времени регулярно выставляла свои картины, неизменно встречая теплые отзывы французских газет и журналов.
К сожалению, большая часть живописного наследия Марии Башкирцевой погибла в годы первой мировой войны.
В последние годы жизни Мария Башкирцева; в своем творчестве обращается к страницам Евангелия. В 1880 г. она задумывает живописное полотно «Святые жены», в основе которого лежит один из самых драматических сюжетов Евангелия — Распятие и Христа. Художница не успела завершить работу, состоялось лишь несколько живописных эскизов, на редкость, раскованных и красивых по краскам. Один из них и находится в экспозиции Радищевского музея. В собрание музея он поступил в 1886 году от его основателя А.П. Боголюбова.
По свидетельству первых трех Евангилий Святые жены-мироносицы, приготовившие миро (благовония и умащения) для погребения распятого Иисуса Христа, первыми получили благовестие о Воскресении Христа от ангела, явившегося им у горба Господня. Именно этот момент чаще всего изображается как в древнерусской иконописи, так и в живописи Нового времени.
Но Мария Башкирцева обращается к минутам, предшествующим этому событию:”…Иосиф Аримафейский похоронил Христа, и горб завалил камнями: все ушли, наступает ночь, Мария Магдолина и другая Мария остались одни. Это один из лучших моментов божественной драмы и один из наименее затронутых. Тут есть величие и простота, что-то страшное, трогательное и человеческое...» (из дневника Марии Башкирцевой).
Небольшая по размеру и не поражающая яркостью красок работа не сразу привлекает к себе внимание. Но стоит задержаться и постоять подольше, внимательно вглядываясь в нее, она начинает завораживать своим очарованием, необъятной глубиной и человечностью. Неяркая живопись поражает каким-то внутренним свечением.
В своей исповеди Башкирцева писала: «...это должно было происходить в тот час, когда очертания предметов стушевываются, сплываются, спокойствие окружающего мира составляет контраст со всем совершившимся. В половине шестого я вдруг улавливаю своеобразный эффект красноватого вечернего неба с серпом восходящего месяца: именно, именно, именно то, что мне нужно для моих «Святых жен». В один момент я делаю набросок. В другой раз ведь не заставишь позировать такое небо....»
Соприкасаясь с произведениями Марии Башкирцевой, понимаешь, что человеческая душа, если оставила она след на земле, всегда возвращается — неожиданной, как чудесное открытие.

Ксения Федорова
http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=169&id_header=9

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение N: 554
Зарегистрирован: 26.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.09 17:20. Заголовок: Автор: Светлана Ма..


Автор: Светлана Макаренко

Сайт: People's History

Статья: Мария Башкирцева (биография)


Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало - отпустил.
О,звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил...
Я с этой девушкой знакома
Увы,конечно не была!
Но,как она- сидела дома
И золотой узор ткала
В привычной клетке одиночеств,
Где и живет одна- душа
Как много в дневниках пророчеств
Когда Любви тебя лишат!
Ей даровал Господь так много!
А Жизнь -крупинками считал
О,звездная ее дорога!
И Смерть -признанья пъедестал!

С детства запомнилась картинка из красочной детской энциклопедии: девушка,почти подросток- тонкие черты лица,белокурые волосы,-явно жила в далеком 19 столетии- полулежит в кресле мечтательно уставившись в окно.Такое красивое лицо,но больше всего на нем завораживают глаза-огромные,слишком выразительные,мама,придерживая книгу на моих коленях тихо говорит:"необычные".Потом мы вчитываемся в текст и я,позабыв,что книга чужая,что рвать и пачкать ее нельзя,что взяли на три дня,начинаю плакать прямо над той страницей,где написано,что девушка- художница рано умерла от чахотки в 23 года,оставив после себя значительное количество картин,погибшее в годы войны, и огромный, в несколько десятков томов ,дневник ...Строчки расплываются перед глазами,на книге остаются мокрые пятна,мама недовольно ворчит и захлопывает книгу.Тяжесть ее давит мне на колени,я не выдерживаю и она падает прямо в мягкую серую землю-пыль под скамейкой.(Мы читаем книгу на даче)Мама и вовсе рассержена:"Ну вот,выпачкали книгу! Что теперь скажет тетя Катя?! Следующей- не даст уж точно!"

Но какое мне дело до тети Кати с ее роскошными книгами?! Мне до слез и тоскливой боли под сердцем жалко девушку с загадочными глазами-там так много грусти,я десятилетняя,быстро догадываюсь почему...Может быть тогда впервые тень от слова "Смерть" коснулась моей души тонкими перстами.Как будто ледяной камешек упал в сердце,оставив там едва заметный холодок и часто наплывающее,сладковато-горькое чувство удивления и тоски при звуках имени: Мария Башкирцева.

В ее жизни было все. Богатство,роскошь,предвосхищение малейших желаний,обожание,переходившее со стороны деда и матери в боготворение.Она родилась в богатой и родовитой семье Башкирцевых,- чьё имение славились роскошью и хлебосольством на Полтавщине,и уступало по величине лишь имению знаменитого гр.Кочубея,-но почти не помнила Украины,так как в десятилетнем возрасте была увезена за границу- из-за слабого здоровья,по настоянию обожавшего ее деда-,англомана,аристократа,библиофила,тонкого ценителя искусства.Почти не помнила она и отца,с которым мать рассталась,выиграв бракоразводный процесс,что тогда была редкостью для России.

Мари проведет свое детство,вдыхая аромат миндальных садов на юге Франции,слушая негромкий шум моря на Лазурном берегу,засыпая под его рокот.Многие места старой Европы,знаменитые одним своим звуком,станут ей родными:Ментона,Лондон,Париж, Ницца. Не будет ни одного музея, ни одной картины,ни одного спектакля,концерта, который Мари,Муся,Мусенька- так обожающе звали ее родные-не увидела,ни посмотрела,не оценила бы, не записала в свой знаменитый сенсационный (позже,позже!)"Дневник"...Она живет в каждодневном общении с прекрасным,оно дает ей как бы второе дыхание.Ее дневник",подобен великолепной ткани,вывороченной наизнанку"- по отзыву современников.

Одиночество,его золотая клетка,(из-за рано развившихся болезней-хронического ларингита похитившего голос,великолепный от природы, и слух,данный лишь редкостным пианистам,может быть,таким,как Лист или Шопен,-а позже -туберкулез,уже приведший к могиле ) и "было той силой,что поднимало со дна ее души,все что там находилось."(Мстислав Князев) Больше всего ее терзала мысль о бесследности, полном исчезновении Если" душа чувствует,любит,ненавидит,желает,если, наконец,одна только эта душа заставляет нас жить,каким же образом происходит,что какая -нибудь царапина этого бренного тела,какой - нибудь внутренний беспорядок,какой - нибудь излишек вина или пищи- каким образом все это может заставить душу покинуть тело?" Этим вопросом Мари озабочена постоянно,сколько бы не было ей лет...Может быть, поэтому

у девочки,постоянно окруженной врачами,их советами и порой слишком навязчивой опекой родных,развивается стремление заявить о себе,развить свои недюжинные таланты- в музыке,пении,рисовании,покорить ими,этими талантами, Мир?Скрытый текст

http://www.peoples.ru/art/painter/bashkirtceva/

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение N: 568
Зарегистрирован: 26.04.07
Откуда: Германия
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.09 22:39. Заголовок: http://s51.radikal.r..




М.Башкирцева Молодая женщина с букетом сирени 1880е г





М.Башкирцева Портрет Александрины Патченко 1881 г.



М.Башкирцева Жоржетта 1881 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 16
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

Друзья форума:

Заходите к нам на Музыкальный огонёк! DjesForum Неофициальный сайт Ирины Понаровской